Воскресенье, 28.04.2024, 16:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Теория [22]
Практика [5]
Публикации в прессе [20]
Публикации об алуштинской федерации киокушинкайкан карате в прессе.
Поиск по сайту
Введите запрос и нажмите Enter.


Случайное фото
Наш опрос
Что такое карате для Вас?

Всего ответов: 720
Обсудить на форуме
Мини-чат
Последние сообщения на форуме
15
Чемпионаты Алушты, Крыма, Украины, Международные турниры
8
Кубок Победы 2012
21
Чемпионат Европы
12
Киокушин карате и его виды
7
Открытый Чемпионат России г.Иваново 18-19 марта 2011
Друзья сайта

Украинская ассоциация киокушинкайкан карате Курортный комплекс Море
Алуштинский вестник Крымские зори


Реклама

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Теория

Кан в японских бу-дзюцу
  Кан, или видение "оком сознания”, проявляется как точное интуитивное понимание происходящего вокруг, предвосхищение событий, способность читать мысли, нечто вроде шестого чувства. Неслучайно для записи этого слова в некоторых источниках используются и два других омонимичных иероглифа: первый со значениями "интуиция”, "инстинкт”, "чутье”, второй - со значениями "чувство”, "ощущение”.
  В старинных японских книгах эти феноменальные возможности объясняются умением "наблюдать за ки” (сакки) и понимать "распределение ки” (кэвай - современные значения: "признак”, "след”, "видимость” и др.) вокруг себя, в частности, ощущать "ки убийцы” (сакки).
  Некоторое представление о характере проявления кан позволяет составить следующая история о мастере меча Ягю Мунэнори, которую мы приводим в изложении известного популяризатора и исследователя Дзэн-буддизма Судзуки Дайсэцу.
… Однажды весенним днем Ягю Тадзима-но ками Мунэнори любовался видом цветущих вишен во дворе своей усадьбы. Он был глубоко погружен в созерцание. Внезапно он почувствовал сакки - "ки убийцы”, угрожающее ему сзади. Ягю обернулся, но позади него был лишь юноша-меченосец, который обыкновенно сопровождал его. Ягю никак не мог понять, откуда исходит сакки. Этот факт глубоко озадачил его, поскольку в результате долгих тренировок он сумел развить нечто вроде шестого чувства, распознающего присутствие сакки.
Вскоре он возвратился домой, пытаясь разрешить захватившую его целиком проблему. Дело в том, что до сей поры он никогда не ошибался, точно определяя источник сакки. Волнение его было столь велико, что прислуга боялась приблизиться и узнать, в чем дело. Наконец, один из старейших слуг рискнул спросить, не болен ли господин и не нуждается ли он в какой-нибудь помощи. Мастер ответил: "Нет, я не болен. Но в саду я пережил столь странное ощущение, что оно до сих пор не дает мне покоя. Я размышляю над случившимся”. И он поведал слуге о том, что произошло.
Когда слух о событии распространился по дому, юноша оруженосец, сопровождавший мастера во время злополучной прогулки признался: "Когда я увидел Ваше Высочество погруженным в созерцание цветущей вишни, во мне зародилась мысль: как бы ни был совершенен мой господин во владении мечом, он ни за что не смог бы защититься, вздумай я нанести ему сзади удар. Очевидно, эта моя мысль была уловлена Вами”. Сделав такое признание, слуга выразил готовность понести наказание за свою недостойную мысль.
Признание юноши мгновенно прояснило ситуацию, которая так удручила Ягю, и он не стал наказывать оруженосца. Мастер был полностью удовлетворен тем, что его "око сознания” и на этот раз не дало осечки…

  Подобных рассказов о мастерах бу-дзюцу известно немало. Причем такие проявления сверхвозможностей имели место не только в очень отдаленном прошлом. Предания приписывают обладание кан Миямото Мусаси и его противнику Сасаки Кодзиро, а в более близкие к нам времена - великому мастеру Дайто-рю айки дзю-дзюцу Такэде Сокаку и его ученику, основателю айкидо Уэсибе Морихэю.
  Известны в истории японских бу-дзюцу и слепые мастера, которые могли полагаться только на "видение” кан. Самый знаменитый из них - Хода Сэйгэн, мастер XVI в. и основатель школы Тода-рю, прославившийся победами во многих поединках.
  Предания о таких великих слепцах, похоже, так сильно волновали воображение японцев, что в массовом сознании даже утвердилась идея о том, что подлинному мастеру боевого искусства зрение совсем не нужно.
 "В пору, когда Мукаку странствовал по стране для совершенствования в воинском искусстве, однажды он шел по горной дороге, проходившей по узкой долине. Длинный мост, перекинутый над ручьем в этой долине, был изготовлен из необработанного круглого бревна, и перейти по нему было непросто. Разнервничавшись и не зная, как поступить, Мукаку присел на камень, лежавший неподалеку. Тут он увидал, как к мосту подошел слепец. Мукаку задумался: "Если даже мне, у которого есть оба глаза, затруднительно переправиться через этот мост, как же сможет перейти его слепой?!” Затаив дыхание, он стал смотреть, что произойдет. Слепой подошел к мосту и тут же, нащупав его правую и левую стороны тростью, безо всякого труда перешел на другую сторону. Тут Мукаку невольно захлопал в ладоши и пережил великое озарение. Он постиг, что точно также и в Пути меча, поскольку у человека есть два глаза, он пребывает в сомнениях и не постигает "чудесного секрета”. Поэтому нужно выбить себе глаза и тренироваться вслепую. Мукаку стал основателем собственной школы, которую назвал Му-ган-рю - "Школа без глаз”. И имя его выше всех стояло в веках, ибо он достиг состояния безмыслия мунэн мусо.
  Таким образом, получалось, будто Мукаку открыл, что глаза источник путаницы в мыслях и препятсвие в овладении бу-дзюцу и нашел радикальный способ решения проблемы, выбив себе глаза. Нетрудно представить себе, какой переполох среди людей, далеких от боевых искусств, произвела эта история, запущенная в свет известным мастером меча. Кочуя из книжки в книжку, она стала известна практически всем любителям кэндо в Японии.
  Гораздо меньше людей знает, что, по мнению историков, ужасная история с выбиванием собственных глаз - выдумка непосвященных, для которых было непонятно значение названия "Муган-рю” - "Школа без глаз”. На самом деле, как сообщает авторитетный источник "Кэн-дзюцу рон хэнтэ-цу сюи” (”Смысл составления теории фехтования мечом”), школа Муган-рю была основана не Соримати Мукаку, а Миура Гэнъэмон Масатамэ, его учителем, который вложил в название совсем иной смысл: "Масатамэ был уроженцем Эдо и служил дому Огасавара. С детских лет он полюбил искусство фехтования и к возрасту более тридцати лет достиг мастерства в 18 школах и во всех до единой получил мастерские лицензии (мэнкё). Особенно выдающимся было его мастерство в школах Тогун-рю и Ит-то-рю. У него даже появилось около 2000 учеников, но он все же не был удовлетворен достигнутым. Было это связано с тем, что он понял, что, если в бою столкнутся "самые сокровенные секреты” (гокуи) разных школ, то будет неминуемо "взаимное убийство” (айути). И он все думал, как же переступить через айути. В один из дней, когда он задремал, он внезапно услыхал, как в буддийском храме ударили в колокол, проснулся и тут же испытал озарение. Благодаря этому, он создал собственную школу и назвал ее "Муган-рю” - "Школа, созданная без использования глаз”.
Подобные разоблачения мистификаций нередки в работе историков боевых искусств. Однако фантастические способности великих мастеров, которые подчас оказывается не в состоянии объяснить и современная наука, продолжают вызывать неподдельное удивление и восхищение. И первое место в ряду их занимает кан - способность предчувствовать опасность и предвосхищать события. Неслучайно творческая фантазия японских писателей и режиссеров породила целую плеяду слепых героев мастеров бу-дзюцу. Самый яркий и известный из них - Дзатоити, слепой массажист и мастер иай-дзюцу, искусства мгновенного обнажения меча для защиты или атаки, образ которого воплотил блистательный Кацу Синтаро, с легкостью разделывающийся с десятками врагов на киноэкране.
  Конечно, скептик всегда может сказать: "Ну… Это все кино”! Но, как говорится, сказка ложь, да в ней намек. Ведь тот же Дзатоити - реальная историческая личность и вполне реальный мастер, прославившийся молниеносным ударом с выхватыванием меча из ножен иай-гири. Известны примеры демонстрации блестящего боевого мастерства слепыми мастерами и в совсем недавнем прошлом.
  Так, в первой половине XX в. своими фантастическими способностями прославился Миякэ Сэйсити (1863- ?), мастер боя железным веером тэссэн и ку-саригама серпом с прикрепленной к нему цепью. Миякэ с молодости изучал технику тэс-сэн-дзюцу и кусаригама-дзюцу школы Ягю-рю, но в возрасте 43-х лет ослеп. Тем не менее, он не бросил занятий и через некоторое время "раскрыл око сознания” и основал собственную школу Миякэ синган-рю -”Школа ока сознания мастера Миякэ”. За выдающееся мастерство Общество воинской добродетели Великой Японии (Дай Нихон Бутокукай) удостоило Миякэ Сэйити звания рэнси (третий, младший ранг наставника), что подтверждено соответствующими документами.

  Признаться, мы очень мало знаем о "видении оком сознания”. Достигается ли это умение специальными тренировками по особым методикам? Является ли оно продуктом просто многолетних занятий? Даруется ли природой или Богом? Вот вопросы, ответа на которые автор не знает. Но как было бы, наверное, неинтересно жить, если бы в мире не было столь манящих к себе загадок, заставляющих постоянно идти вперед и совершенствоваться…

Журнал "Black Belt".  Рубрика "Сверхспособности" 12 сентября 2008





Источник: http://black-belt.ru/tag/kan/
Категория: Теория | Добавил: lelik (27.04.2010) | Автор: Кан в японских бу-дзюцу
Просмотров: 856 | Теги: кан | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы:

    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright kyokushinkaykan.at.ua © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz